Независимые архитекторы критикуют «Набережную Европы»Сетевая версия еженедельника "Город 812", 31.12.2010 Многофункциональный комплекс «Набережная Европы» Концепция застройки территории предполагает разделение ее на три зоны с разными стилями. «Остросовременная архитектура» - постройки со стороны будущей площади Звезд российского балета и театра Эйфмана. «Современная архитектура» - здания на боковых улицах и «Современная классика» - фасады со стороны набережной, выполненные в классическом стиле. Все постройки будут семиэтажные, последний этаж - аттиковый, отодвинутый в глубь здания. Для отделки фасадов должны использоваться матовые материалы - природный камень, кирпичная кладка, матовая керамика и штукатурка. В проектировании фасадов приняли участие архитектурные мастерские: «Патцчке и партнеры» (Германия), «Криер и Кристоф Коль» (Германия), «Кристоф Лангхоф» (Германия), «Сергей Чобан и партнеры» (Германия), «Евгений Герасимов и партнеры» (Россия), «Хильмер, Саттлер и Альбрехт» (Германия), «Нальбах+Нальбах» (Германия), «Ортнер и Ортнер» (Германия), «Паоло Дезидери» (Италия), а также мастерские архитекторов Кальфельдта (Германия), Цукки (Италия), ван Эгераата (Нидерланды). Комментарии Людмила Лихачева, архитектурный критик: Сверхзадача, которую ставят перед собой инициаторы таких проектов - синергия, ансамблевое звучание при наличии ярких солирующих индивидуальностей. Давно замечено, что архитектурный ансамбль, нарисованный одной рукой, пусть даже и гениальной, по богатству городской ткани уступает естественно сложившимся ансамблям, в создании которых последовательно принимали участие многие мастера на протяжении многих десятилетий и даже веков. На последовательное проектирование веками заказчик, ясное дело, не пойдет. А на параллельное силами многих архитекторов соглашается. При этом самая большая нагрузка ложится на плечи генпроектировщика - архитектора, который придумывает идеологию проекта и правила игры для коллег, координирует их работу и т.д. Иными словами, отвечает за то, чтобы у всех участников ансамбля были партитуры, за аранжировку и за сведение всех партий воедино. В рассматриваемом случае эту непростую роль взяли на себя Сергей Чобан и Евгений Герасимов. Они могли и сами нарисовать все фасады, но ввязались в рискованную командную игру «all stars», поскольку в случае успеха она приносит куда большие имиджевые дивиденды. Недаром площадь, в ключевых местах которой стоят дома от Герасимова и Чобана, скромно названа площадью Звезд. Представленные Градсовету эскизы, показали, прежде всего, то, что уникальный эксперимент пошел. И это обстоятельство гораздо важнее отдельных неточностей в интерпретациях иностранцами неписаных законов «петербургского стиля». Да, попадаются вещи чересчур фантазийные или грубоватые, но их можно отшлифовать на дальнейших этапах проектирования. Лично меня не смущает и то, что облик квартала получается скорее берлинским, чем петербургским. В конце концов, Петербург всегда заимствовал архитектурные образы у Европы. На мой взгляд, серьезных препятствий к созданию гармонии, присущей естественно сложившимся ансамблям, всего три. Первое - высотный регламент, единый для всех блоков застройки. Понятно, что предельная высота повсеместно будет выбрана до сантиметра, отчего силуэт квартала получится безжизненно ровным в отличие от живописного скайлайна окружающей застройки, где четырехэтажные здания соседствуют, например, с семиэтажными. Вторая сложность - большие, по сравнению с историческими, размеры домовладений. Из-за этого выходящие на М. Неву фасады будут в 2 - 3 раза превышать каноническую длину фасадов центральных невских набережных. И третий осложняющий фактор авторы создали себе сами, нарисовав овальную площадь. В истории градостроительства такая идеальная форма практически не встречается. Скорее всего, она заимствована из берлинского Сони-центра архитектора Хельмута Яна. Но в Сони-центре внутренняя площадь камерная, закрытая. В нашем же случае раскрытая вовне дуга овала создает очень длинную экспозицию, из-за чего малейшая лажа на одном из фасадов будет тут же бросаться в глаза и портить всю картину. Избежать этого можно, но ценой больших усилий, чем при традиционной конфигурации площади. Александр Кицула, Архитектурное бюро «Я.К.»: К сожалению, пока это им не удается. В конкурсе на дворец танцев победил ортодоксально модернистский проект, что привело Герасимова и Чобана к решению разнообразить застройку по линии «условный неоклассицизм - условный модернизм». Одновременно в надежде снять вышеупомянутую проблему однообразия и жесткости архитектуры, представленной в конкурсном варианте проекта, для разработки отдельных зданий было приглашено около десятка иностранных зодчих. Их деятельность явно не достигла поставленной цели, зато изрядно поработала против намечавшейся ансамблевости застройки. Получился некий антивариант Дворцовой площади, которую К. Росси создавал, как раз наоборот, объединяя разные здания единым фасадом. В совокупности с разросшимся в размерах зданием театра все это почти уничтожило первоначальную конкурсную идею площади, открытой в сторону пр. Добролюбова. Правда, эту ситуацию еще можно поправить перемещением здания театра на место торгово-офисного квартала, располагающегося сейчас позади него. Что касается набережной Малой Невы то здесь желательно уменьшение этажности застройки хотя бы на один этаж. Кроме того, хотелось бы увидеть более выразительную архитектуру здания у Биржевого моста, самого ответственного с градостроительной точки зрения. Что можно сказать в итоге? Архитектурной катастрофы на набережной Европы не намечается. Окажется ли, в конце концов, новая застройка невских берегов интересной и выразительной или не очень - пока не ясно. Возможности для исправления ошибок и совершенствования принятых решений еще сохраняются. Михаил Золотоносов, архитектурный критик: Одно «но»: классика не предусматривает никаких «аттиковых этажей», это современная уловка, позволяющая делать деньги из воздуха, и именно такой «аттиковый этаж» портит гостиницу на пл. Островского, которую также проектировала мастерская «Герасимов и партнеры». Поэтому «аттиковые этажи» надо убрать без разговоров. Если сравнивать продукты Герасимова и Чобана, то нарисованы лучше здания Чобана, и ризалиты с трехчетвертными ионическими колоннами смотрятся как обозначение стиля лучше, чем любимые в мастерской Герасимова эркеры на три этажа и всякие суетливо налепленные на фасад украшения типа сандриков и бордюров, которые у Фромзеля смотрелись органично, а здесь - как бижутерия. Все-таки Е. Герасимов при всем своем самомнении настоящим архитектором так и не стал, и диапазон его мастерской располагается между удачным и неудачным подражанием. Остальные здания можно было бы оценить, только увидев их в полном комплекте -картинки не дают представления о том, как это все будет сочетаться и совместно выглядеть. Но совершенно очевидно, что собралось всё вместе чисто случайно, и, естественно, вышел винегрет. За таким решением видно отсутствие архитектурной концепции. Решили просто положиться на авось: авось что-то случайно сложится, давайте соберем разные проекты разных авторов со всего света - раз это Набережная Европы, то пусть со всей Европы нам и напроектируют. Идея примитивная, и последствия не замедлили обнаружиться. Фотографии заставляют сильно сомневаться в удаче. К тому же из фотографий не ясно, как квартал смотрится со стороны пр. Добролюбова и Дворца спорта «Юбилейный». Что же касается вида площади Звезд, то помимо неудачного названия, подходящего для Лас-Вегаса, но не Петербурга, нельзя не отметить подмену архитектуры даже не дизайном, а просто декорированием задника. Это не «остросовременная архитектура», а ее демонстративное отсутствие. Раздражает уже картинка, а что будет после реализации? Очевидно, что в натуре будет выглядеть ужасающе убого. Рафаэль Даянов, Архитектурное бюро «Литейная часть-91»: Мне не нравится планировка участка. Утверждения, что она повторяет историческую городскую планировку, не выглядят убедительными. Больше всего это похоже на сталинскую застройку Московского проспекта или имперскую Вену - ни арок, ни просветов, только громады семиэтажных домов, разрезанные улицами. Историческая застройка Петербурга совсем не такая. В ней гораздо больше свободного пространства. Далее - театр как центр квартала открыт не на реку, а на улицу. В таком случае перед ним нужно пространство. Возьмите, например, Александринку или Михайловский театр. Если искать здесь исторические аналогии, то можно вспомнить только капиталистический строительный бум конца XIX - начала XX века. Но мы повторяем этот опыт не в лучшем виде. Ведь тогда были примеры очень качественной архитектуры - Толстовский дом Лидваля, ансамбли Сюзора. Имея единого заказчика и единую территорию, можно было бы создать что-то более целостное. Мне кажется странным разделение на исторические слои - на набережной у нас классика, а внутри современность. То есть я со всем уважением отношусь к архитекторам, представившим свои проекты фасадов. У меня нет сомнения, что все они способны предложить качественную работу. Но они действуют в жестких рамках заданных им габаритов. В итоге мы видим обычную картину: максимальное, в рамках допустимого законом, выжимание денег и площадей из имеющейся территории. Это не вина архитекторов. Упрек следует адресовать инвесторам или городским властям, принявшим решение о такой застройке. В конце концов мы, конечно, привыкнем к тому, что там построят. Владимир Ропшинов, критик: Если мы вспомним историю ее освоения, то вплоть до конца XIX века это были острова с расположенными на них складами. Когда открытие Троицкого моста в первых годах XX века транспортно присоединило тогдашнюю Петербургскую сторону к Петербургу, превратив ее из периферии в пафосное место для строительства, встал вопрос о застройке Тучкова буяна и Ватного острова. И хотя город переживал строительный бум, вполне сравнимый с нашим докризисным, предложения отдать эту территорию под жилье если и звучали, то очень тихо. Практически сразу появилась идея развивать ее как общественную зону. Обсуждались варианты строительства комплекса городских музеев, спортивных сооружений или создания площадки для проведения выставок. Но война сорвала планы. В 1920-х годах на Ватном острове предполагалось построить термы. Не в нашем понимании бань как борделя, а в античном, когда они являлись центром общественной жизни. Сегодня в городе так и нет достойной площадки для массовых мероприятий, которая бы имела достаточную площадь и находилась в градостроительно значимом месте. Постоянные скандалы, связанные с использованием в этих целях Дворцовой площади, лучше тому свидетельство. Святослав Гайкович, Архитектурной бюро «Студия-17»: На фоне этой чрезвычайно привлекательной игры досадным является выступление одного из ее "генеральных проектировщиков" Сергея Чобана. Явно вторичен фасад здания торгового центра. Пазл из прямоугольников скорее мог бы скрывать академическую библиотеку, нежели молл, где торгуют икрой и колготками. По поводу того, что скрывают фасады, я разделяю обеспокоенность коллег - за поверхностным многообразием не показано содержание. Не верю, что всякая рубашка подойдет к любому телу. Весьма досадно странное понимание уюта и безопасности дворов, лишившихся по воле заказчиков открытых проемов в уличные пространства. В целом же европейская сборная под руководством российских тренеров имеет шанс сыграть на победу. Антон Гликин, архитектор, президент ассоциации «Классический город» (Нью-Йорк): План ансамбля содержит внутреннюю площадь, через которую пробита перспективная ось, визуально связывающая Исаакиевский и Князь-Владимирский соборы. Я не буду комментировать проекты архитекторов, работающих в традиции модернистской архитектуры второй половины ХХ века. Все эти архитекторы должны собирать вещи и ехать с ярмарки. Этот модернистский фольклор, эти пляски св. Вита периода модернистского безумия, должны находиться за пределами исторического центра, например, в районе Пулкова. Петербургу необходима новая архитектура, создаваемая в соответствии с классическими традициями и соответствующая духу времени. А этот дух времени заключается в ретроспективизме. Петербургское движение ретроспективизма сегодня является определяющим интеллектуальным движением в городе. Это и наш собственный дух места и времени, и наш самый оригинальный вклад в мировую архитектуру. По-моему, генеральный план, спроектированный Герасимовым и Чобаном, в целом удачен. Однако я против предлагаемого решения главной площади. Прототип этого пространства - средневековые иррегулярные площади, не слишком характерные для Петербурга. Здание театра сбивает ритм всей композиции, вклиниваясь в пространство, подобно средневековому собору. Центральная площадь, при всей своей иррегулярности, раза в два превосходит параметры соотношения высотности и ширины аналогичных средневековых пространств. Однако, если бы очертания этой площади были регулярными, то не возникало бы вопросов относительно её размеров. Например, гигантская Дворцовая площадь воспринимается вполне органично за счёт своей регулярности и соответствия парадигме классицизма. После завершения первого этапа конкурса по выбору генерального плана архитекторы Герасимов и Чобан пригласили присоединиться к ним крупнейших мировых архитекторов для проектирования фасадов. Среди приглашенных была представлена берлинская фирма Патчке, с руководством которой я встретился, будучи в Берлине. Я могу сказать, что они делают очень качественные вещи. После встречи с ними в берлинском офисе я посмотрел в натуре несколько их построек и был приятно удивлен качеством исполнения достаточно сложных композиционных стыковок. Гостиница, построенная Герасимовым на площади Островского, несмотря на свое несоответствие месту, - это очень качественное произведение традиционализма. Я не сомневаюсь, что в лице Герасимова, Чобана и Патчке мы имеем дело с качественной архитектурой. Другое дело, что мне лично хотелось бы видеть в фасадах больше петербургскости. Фасады Чобана, например, напоминают классицизирующие офисные здания в Вашингтоне, а фасады Патцчке - аналогичные здания в Берлине. В целом я считаю, что проект заслуживает всяческого одобрения. Станислав ВОЛКОВ http://www.online812.ru/2010/12/31/001/
|